В ходе исследования мы также анализировали представления россиян о социальной защищенности. По результатам фокус-групп можно выделить три основные составляющие социальной защищенности:
В качестве дополнительных составляющих социальной защищенности люди назвали уверенность в завтрашнем дне, которая включает сегодняшнее и вчерашнее благополучие человека, уверенность в неизменности (или в улучшении) внешних условий, включенность в социальные связи и материальный достаток.
Чувство защищенности может зависеть не только от сторонних, внешних факторов, но и от самого человека. Он является «строителем» своей жизни – многое зависит от его поведения и того, какие усилия он сам прилагает, чтобы быть защищенным. Составляющими социальной защищенности являются его психологический комфорт, ощущение значимости, внутренние ощущения, наличие «подушки безопасности» и т.д.
Один из гарантов психологического комфорта, по мнению участников фокус-групп, – уверенность, что тебе помогут и что ты не одинок.
Люди также ассоциируют социальную защищенность со здоровьем, считая, что, заболев, человек становится беззащитным:
Выяснилось также, что некоторые россияне воспринимают незащищенность как временное явление, возникающее только когда человек сталкивается с неприятностями.
Страхи за свое будущее и, как следствие, ощущение незащищенности, часто вызывают экономические, политические, социальные условия в стране.
Самый слабый уровень защищенности, по мнению респондентов, обеспечивает государство.
Однако люди отмечают, что в некоторых ситуациях от государства все-таки можно получить помощь. Правда, зачастую для этого необходимо иметь связи. В первую очередь от государства люди ждут качественной медицинской помощи.
Возможно, именно недоверием к государству как гаранту защищенности объясняется тот факт, что лишь 7% респондентов, попадавших в сложную жизненную ситуацию, обращались за помощью в государственные учреждения. Получили помощь при этом еще меньше – 3%.
Незащищенность со стороны государства особенно остро воспринимается на фоне недостаточной информированности о том, кто и когда может обратиться в благотворительные фонды. Когда помощи родных и друзей уже не хватает, люди чувствуют себя покинутыми. А ведь именно благотворительные фонды во многих случаях могут оказаться самыми эффективными помощниками в трудной ситуации.
По мнению участников фокус-групп, взрослому человеку в сложной жизненной ситуации стоит рассчитывать в первую очередь на собственные ресурсы. Чаще всего можно ожидать помощи от знакомых, коллег, друзей. Следующим этапом усилий становится распространение информации о своей проблеме по различным каналам, привлечение внимания общественности, получение помощи от незнакомых неравнодушных людей. И только в последнюю очередь, когда все этапы пройдены, люди обращаются в благотворительные фонды, если собранной помощи недостаточно.
По мнению участников, в России недостаточно доверяют благотворительным фондам и мало знают об их деятельности. Этот факт люди связывают с низким уровнем развития благотворительности в России вообще.
Благотворительность пока что не стала нормой в нашей стране, а у адресатов помощи нет представления о том, что это реальный шанс получить помощь и поддержку: